Рассказывает менеджер по международным продажам компании Kolb Cleaning Technology Вильфрид Клеменс Немецкая компания Kolb Cleaning Technology, созданная в 1988 году, несколько лет назад представила российскому рынку свои решения в области оборудования и материалов для отмывки в производстве электроники. С момента своего образования компания сделала ставку на процессы на водной основе. О том, какими преимуществами обладает эта технология, насколько эти решения востребованы в мире и как компания оценивает работу на российском рынке, мы поговорили с менеджером по международным продажам Kolb Cleaning Technology Вильфридом Клеменсом (Wilfried Clemens) на выставке SMT Hybrid Packaging 2017, прошедшей в Нюрнберге в мае этого года. Господин Клеменс, ваша компания вышла на российский рынок относительно недавно. Каково ваше впечатление от работы с Россией? Насколько этот рынок оказался удачным для вас? Да, на российский рынок наша компания вышла немногим более трех лет назад. Мы работаем в России через наших локальных дистрибьюторов, специалисты которых проходят обучение по нашему оборудованию и по применению наших отмывочных материалов, и результатами этой работы мы очень довольны. На наш взгляд, оборудование, которое мы производим очень востребовано в России. В вашей стране существует большое разнообразие областей применения особенно для отмывки печатных узлов, поэтому мы видим в России высокий потенциал, но нужно отметить, что и конкуренция в этой области достаточно высока.
Последние три года – это, наверное, не самое простое время для немецкой компании на российском рынке. Действительно, так совпало, что мы стали работать с Россией как раз тогда, когда возникли некоторые сложности политического характера между Евросоюзом и вашей страной. Но мы негативного влияния этой ситуации не ощущаем. Если говорить в терминах времени, которое проходит с момента первого запроса до заказа, для России этот показатель находится на вполне нормальном уровне. Однако я могу говорить только о том, как видим ситуацию мы. Существуют другие компании, некоторые из которых, возможно, дольше работают с Россией, и они могут придерживаться другого мнения на этот счет. Я основываюсь только на нашем опыте, который мы приобрели за последние годы. Ваше оборудование отмывки печатных узлов работает с моющими средствами на водной основе. Это продиктовано европейскими экологическими требованиями? Оправдан ли для российских предприятий переход с процессов на основе спиртов и растворителей на водную отмывку? У того факта, что мы выбрали технологию на водной основе, есть несколько причин. Вы упомянули одну из них – это экологические соображения. Но более важным фактором я бы назвал безопасность персонала. Люди, работающие со спиртами и другими быстро испаряющимися химикатами, подвергаются существенному вредному воздействию. Кроме того, нужно учитывать безопасность на производстве. При работе с легковоспламеняющимися жидкостями необходимо обеспечить соответствующее обучение персонала правильному обращению с ними, организовать их холодильное хранение, беречь их от высоких температур и открытого огня; дополнительное оборудование в рабочем помещении должно быть искробезопасным. Всё это вызывает дополнительные сложности и увеличивает объем необходимых инвестиций при построении производства. С другой стороны, мы считаем, что в на- стоящее время химия на водной основе позволяет достичь тех же результатов при значительно меньшем негативном влиянии и, заметьте, при меньшем расходе. Обычно мы можем говорить, что разница в потреблении между материалами на водной основе и спиртом составляет минимум 6–7 раз, что определяется потерями на испарение. Ведь даже если просто оставить стакан с летучей жидкостью на столе на длительное время, его содержимое испарится, а если проделать то же с материалом на водной основе, вы, возможно, даже не заметите никакого изменения объема. Этот эффект оказывает существенное влияние на текущие затраты пользователей. Некоторые заказчики, которые впервые инвестируют в отмывочные процессы, исходят из того, что спирт дешевле. Но если принять в расчет потребление, то оказывается, что разница с материалами на водной основе уже не так велика. Все эти факторы важны для производств в любой стране, в том числе и в России. Наша компания с самых первых установок отмывки, которые мы начали создавать в 1989–1990 годах, пошла по пути процессов на водной основе. Применять в нашем оборудовании спирты нельзя, поскольку у нас широко используется ПВХ, который при воздействии этих веществ охрупчается. Но в их применении нет необходимости: существует достаточно широкий выбор материалов на водной основе, позволяющий получить хороший результат. Даже с учетом микроминиатюризации? Абсолютно точно. Сейчас мы действительно имеем дело с компонентами малого размера, высокой плотностью компоновки, малыми зазорами корпусов над платой. Но эти условия не являются препятствием для водного процесса: существуют достаточно хорошие материалы, обладающие крайне низким поверхностным натяжением и высокой текучестью, так что они способны легко проникать под компоненты с малым зазором и отмывать не только видимые области, но и скрытые, например под корпусами BGA. Конечно в течение длительного времени спирт был доминирующей жидкостью для отмывки. Но меняется отрасль, технологии, и появляются новые более эффективные и безопасные моющие средства. Тем не менее, необходимо отметить, что всё еще существуют задачи, в которых применение химии на водной основе затруднено. Они требуют специальных химических составов. Но если взвесить преимущества и недостатки и принять в расчет затраты, то, я думаю, можно прийти к выводу, что для большинства задач существует лучшее решение, чем применение спирта. Возможно ли применение в вашем оборудовании отмывочных материалов других производителей? Наша компания является одной из четырех в мире, разрабатывающих и производящих как установки, так и материалы для отмывки. Это позволяет разрабатывать процессы комплексно: при создании моющих средств мы учитываем особенности нашего оборудования, а при разработке установок обеспечивается их совместимость с нашими материалами. С другой стороны, мы допускаем применение в нашем оборудовании химических составов других производителей, но только если они прошли квалификационную проверку. Это, в частности, предполагает, что данные материалы не содержат спирта или содержат его в достаточно малых количествах. Насколько легко компании переходят на новые процессы? В некоторых отраслях, таких как аэрокосмическая и оборонная, высок уровень консерватизма. Там обычно стараются избегать изменений, пока в них не возникает необходимости. Пока доступны материалы и процессы, которые хорошо изучены, их никто заменять не будет. Потребительская и автомобильная электроника – другое дело. Автомобильная отрасль сейчас один из важнейших драйверов производства электроники, она не только активно внедряет передовые решения, но и подталкивает нас как поставщика установок и средств для отмывки к достижению новых высот. И в заключение я бы заметил, что часто вопрос отмывки находится в самом конце списка инвестиций. В первую очередь компании думают об инвестициях в производственное оборудование, потому что там проще оценить эффективность вложений. Мы понимаем это. В нашей области приходится бороться за каждого клиента, и после того как клиент приобретет ваше оборудование, пройдет ощутимое время, прежде чем он обратится снова для решения новых задач. Так что, работать на рынке оборудования для отмывки непросто. Но в то же время этот рынок очень живой и вдохновляющий. Мы сталкиваемся с различными трудными и нетривиальными задачами, решать которые доставляет удовольствие. Можно сделать такое наблюдение: люди, покидающие компании в нашей области, в своем большинстве уходят из конкретной компании, но не из направления в целом. И это не потому, что они – узкие специалисты, а потому, что здесь очень интересно. Спасибо за интересный рассказ. С В.Клеменсом беседовал Ю.Ковалевский