Есть ли шанс сохранить производство электроники в России, используя новые бизнес-модели? Показательным примером можно считать компанию ДОЛОМАНТ, но сначала нужно рассмотреть международные тенденции в области контрактного производства электроники.
Есть ли шанс сохранить производство электроники в России, используя новые бизнес-модели? Показательным примером можно считать компанию ДОЛОМАНТ, но сначала нужно рассмотреть международные тенденции в области контрактного производства электроники.
Значительная часть современной электроники сегодня производится на контрактной основе, т.е. разработкой и дальнейшим сбытом занимается одна компания, а совсем другая компания обеспечивает производственный цикл, включая подготовку к производству, комплектование, тестирование на промежуточных этапах, непосредственно само производство, выходное тестирование и упаковку готовой продукции. Причем вторая из этих компаний нанимается по контракту, поэтому ее деятельность называется контрактным производством. На английском языке употребляется термин EMS (Electronic manufacturing services, услуги по производству электроники) или ECM (Electronic Contract Manufacturing, контрактное производство электроники). Интересно отметить, что концепция контрактного производства полностью соответствует использовавшимся в СССР хозяйственным отношениям между проектными организациям (НИИ, КБ и т.д.) и отраслевыми заводами, хотя в капиталистическом мире в то время разработка и производство электроники, как правило, были организованы в рамках одной компании.
Кроме того, часто используется бизнес-модель ODM (Original Design Manufacturer, изготовитель по новому проекту), в рамках которой за компанией-заказчиком остаются только функции дистрибьютора готовой продукции под собственным брендом, а задачи разработки и EMS/ECM возлагаются на стороннюю компанию, что позволяет компании-заказчику переложить на компанию-подрядчика все обязанности по организации и поддержанию производства. Важной особенностью такой бизнес-модели является сохранение за ODM-компанией всех прав на конструкторскую и производственную документацию, что прямо противоположно концепции контрактного производства, предполагающей не только полный производственный цикл, но и передачу заказчику полного комплекта проектной и производственной документации, а также техническое сопровождение выпущенной продукции, если это оговорено контрактом. Проще говоря, ODM-компании создают и активно патентуют собственную интеллектуальную собственность, получая авторские права в основном на территории США, Тайваня и Китая. Обычно широкое распространение производства электроники в рамках бизнес-моделей EMS/ECM и ODM связывают только с дешевой рабочей силой в азиатских странах, но перенос производства в этот регион является многофакторным процессом. Например, весьма дальновидное местное законодательство некоторых азиатских стран запрещает иностранцам прямую покупку производственных мощностей, что ведет к широкому использованию бизнес-модели ODM и полному сохранению по месту производства всей интеллектуальной собственности. В результате до 90–94% ноутбуков производятся тайваньскими ODM-компаниями для самых разных брендов. Другой пример связан с сокращением транспортных расходов: за переносом в Китай производства печатных плат последовал перенос производства микросхем и навесных компонентов, блоков питания, корпусов и т.д. Поэтому практически в пределах одной провинции Китая сконцентрированы все профильные компании, участвующие в производстве электронного оборудования самого разного назначения. Согласно прошлогоднему аналитическому исследованию компании Research and Markets [1], общемировой рынок EMS должен от уровня 1,1 трлн. долл. США в 2012 году подняться до отметки 1,5 трлн. в 2017 году с ежегодным ростом примерно 6,7%, причем в рамках этого увеличения само EMS-производство ждет повышение от 419 млрд. долларов США в 2012 г. до 620 млрд. в 2017 г. История развития контрактного производства электроники Итак, контрактным производством электроники (EMS/ECM) мы будем в общем случае считать разработку, тестирование, производство, распространение (включая логистику) и услуги по ремонту/возврату для компаний-изготовителей нового оборудования (OEM, Original Equipment Manufacturer). Начало отрасли контрактного производства, по крайней мере на капиталистических принципах, обычно связывают с образованием в конце 70-х годов прошлого века компании Solectron, а до этого времени большая часть электронных компаний с массовым серийным производством предпочитала иметь собственные заводы. Появление EMS-компаний позволило резко снизить затраты на мелкосерийные и опытные партии электронной продукции, что в немалой степени способствовало бурному техническому развитию электронной отрасли в целом. На рынок смогли легко выходить начинающие компании (start-up), создавая инновационные продукты и стимулируя прогресс в электронном оборудовании и компонентах. С технической точки зрения, контрактному производству электроники способствовало появление поверхностного монтажа электронных компонентов (SMT, Surface Mount Technology) и применение печатных плат (PCB, Printed Circuit Board) для быстрой сборки новых электронных устройств. В начале 90-х годов прошлого века зарубежные OEM-компании все еще массово приобретали сборочные линии SMT, но к середине 90-х годов преимущества контрактного производства стали очевидны и к началу нового века начался массовый процесс продажи производственных мощностей местным EMS-компаниям. Однако вскоре (в течение нескольких лет) сами компании OEM столкнулись с падением продаж, поэтому начали свертывание производства и смену поставщиков. В результате большая часть производственных мощностей EMS в Европе и Северной Америке просто перестала существовать к настоящему времени. Сегодня общемировой рынок EMS представлен компаниями Hon Hai Precision Industries (Foxconn), Flextronics, Celestica, Sanmina-SCI, Jabil, Onyx EMS, Benchmark Electronics, Plexus, Kimball Electronics Group, Key Tronic Corp, Asteelflash плюс еще пара десятков компаний второго уровня и еще пара сотен компаний третьего уровня. К первому уровню обычно относят компании стоимостью более 0,8–1,0 млрд. долларов США (например, Foxconn/HonHai – прим. 100 млрд. долл. или Flextronics – прим. 23 млрд. долл.). Компании второго уровня оцениваются от 250 млн. до 1 млрд. долл. США, а к третьему уровню относят всех остальных. Контрактное производство электроники в России Большей части отраслевых заводов электронной промышленности не удалось перейти на контрактное производство электроники, прежде всего из-за отсутствия необходимого финансирования, поэтому эта отрасль представлена в основном молодыми компаниями, начинавшими с небольших, но современных производственных линий, затраты на которые можно было покрыть только широкой клиентской базой – контрактными заказчиками. Другим фактором успешного развития, безусловно, является высококвалифицированный персонал и тесное сотрудничество с отечественными и/или зарубежными поставщиками и производителями электронных компонентов. Практически все отечественные EMS-компании принимают заказы на производство от одной штуки, поскольку на опытных производствах даже крупных компаний-разработчиков электроники уже нельзя организовать полный производственный цикл выпуска опытной партии продукции, не говоря уже об установочной партии. Несмотря на подавляющее присутствие азиатских EMS-компаний в области бытовой электроники и в других отраслях с массовым серийным производством, в России сохранились и успешно развиваются около двух десятков достаточно крупных компаний, занимающихся контрактным производством электроники. Не претендуя на исчерпывающий список и не пытаясь сравнивать эти компании, назовем: Березка, Электронные Компоненты (www.berelcom.ru), Завод "Промприбор" (http://www.sicon.ru), ООО "СВЯЗЬ" (http://www.svyaz.psc.ru/), РиМ – Технологии (www.rim-t.ru), Magic Systems (http://www.magicsys.spb.ru), PCB technology (http://www.pcbtech.ru), Фортэкс (www.frtx.ru), RCM Group (www.rcmgroup.ru), Опыт компании ДОЛОМАНТ ЗАО "НПФ ДОЛОМАНТ" [2] позиционирует себя в роли "отечественного производства ответственной электроники" или компании-изготовителя "безотказной электроники для работы в жестких условиях [эксплуатации]". Компания действует на российском рынке уже 18 лет, из которых 12 лет работает в качестве контрактной компании по производству гражданской электроники повышенной сложности на свободном (коммерческом) рынке на производственной базе собственного завода (примерно 1850 проектов или 4500 заказов или 590 000 изделий). На протяжении последних семи лет компания выполняет контрактные заказы по производству электроники специального назначения (ГОЗ, Росатом и другие отрасли со специальным лицензированием продукции). Итоги работы в этом рыночном секторе: 950 проектов или 2300 заказов или 75 000 изделий. Для постоянного поддержания высокого технического уровня проведены 4 модернизации производства и на сегодняшний день компания имеет 3 линии автоматизированной пайки поверхностных компонентов всех типов (корпусные компоненты от 0201, радиационно-стойкие, со скрытыми контактами и т.д.), автоматизированную линию селективной пайки штыревых компонентов, участок ручной установки нестандартных компонентов, обеспечение монтажа методом запрессовки отказоустойчивых разъемов. Для контроля качества предназначены линия автоматического оптического контроля, 2 участка неразрушающего рентген-контроля качества монтажа с архивацией данных и прослеживаемой историей изделий. По согласованию с заказчиком возможен тотальный контроль на каждом производственном участке, включая визуальный контроль, соответствие конструкторской документации, тестирование, испытания по согласованным методикам. Компания гарантирует срок службы защитных покрытий более 20 лет для диапазона рабочих температур от –60 до 120°C, химическую и радиационную стойкость, соответствие военным стандартам США и Европы. НПФ ДОЛОМАНТ имеет полный комплект лицензий, разрешений и сертификатов на разработку, закупки и производство электроники, выполнение заданий ГОЗ для ОПК, для АЭС, в том числе с охраной государственной тайны. В компании давно научились устранять типовые проблемы контрактных проектов по производству электроники в России, которыми по мнению руководства компании являются: Заказ мелкосерийных или установочных партий по результатам НИОКР (косметического характера или глубокой переработки изделия). Отсутствие обоснованных прогнозов потребности и применения изделий в будущем. Искусственные ограничения в ресурсах (бюджет, сроки, кадры) одновременно с высокой ответственностью за проект. Затянутый цикл выхода на производство: изделия морально устаревают, не успевают за сменой комплектующих и технологий. Несоответствие современному уровню производства, низкая готовность вспомогательных служб (например, комплектования). Архаичное ведомственное администрирование, слабый менеджмент проектов, искусственные "тендеры" и "конкурсы". При этом станки, комплектующие, печатные платы и материалы компании ДОЛОМАНТ отвечают требованиям стандартов IPC – Association Connecting Electronics (институт печатных плат – ассоциация подключаемой электроники), устанавливающих единые требования к монтажу и производству электронного оборудования и компонентов. Итак, НПФ ДОЛОМАНТ удалось найти и прочно удерживать свое место на российском рынке контрактного производства электроники за счет сочетания обычных заказов с полным циклом работ по выпуску специального электронного оборудования для тяжелых условий эксплуатации с повышенными требования к надежности, отказоустойчивости и пылевлагозащите. Вадим Лысов, зам. генерального директора по коммерческим вопросам НПФ ДОЛОМАНТ, раскрыл нам секрет успеха этого предприятия: "...построить здание, закупить станки и набрать персонал – это еще не создание устойчивого предприятия. Это в лучшем случае – проект на час. Цель, стабильное развитие вместе с заказчиками, обучение персонала на уровне мировых стандартов, создание школы технологов, мастеров и исполнителей – предпосылки для устойчивого и успешного развития. В теории об этом знают все, кто так или иначе связан с производством. На практике таких предприятий – десяток. Имеющих за спиной 10-летнюю историю успешного и непрерывного роста: от становления через подъемы, спады, кризисы к новым рубежам – единицы". Литература: http://www.researchandmarkets.com/research/zsmwxt/the_worldwide www.dolomant.ru