О перспективах развития контрактного производства компании Фаствел рассказывают зам. генерального директора по развитию производства П. Агафонов и зам. генерального директора по коммерческим вопросам В. Лысов.
О перспективах развития контрактного производства компании Фаствел рассказывают зам. генерального директора по развитию производства П. Агафонов и зам. генерального директора по коммерческим вопросам В. Лысов.
Компания Фаствел известна достаточно хорошо. Тем не менее кратко напомните ее историю. Компания Фаствел была организована более 14 лет назад. Ее ядро составляли разработчики радиоэлектронной аппаратуры, которые и сейчас продолжают заниматься разработкой продукции для ответственных применений – морского и космического назначения, а также для ядерных объектов. Четыре с половиной года назад у компании появилась первая производственная линия. Это сыграло судьбоносную роль – из мощного дизайн-центра Фаствел превратилась в самодостаточную фабрику электроники, которая работает не только над собственными продуктами, но и над продуктами своих клиентов. Пять-шесть лет назад у нас было всего два монтажника, которые вручную паяли опытные образцы, а все остальное делали серийные заводы. При этом мы не могли контролировать процесс производства. В результате до 90% продукции, которую мы получали от наших контрагентов, уходило в брак – при том, что только процессор в наших устройствах стоит 500–900 долларов. Пришлось задуматься о создании своей производственной линии, и она была куплена.
Уже первая наша линия включала достаточно современное на тот момент оборудование для сборки наиболее сложных изделий. Это была самая высокоточная монтажная линия в России, да и не только в России. Она позволяла выпускать электронные модули любой степени сложности, проводить и поверхностный, и штыревой автоматизированный монтаж. Причем мы купили сразу две линейки. Где-то с полгода мы тестировали оборудование на собственных продуктах, набирались опыта. И поняли, что, выпуская продукцию Фаствел, можем оказывать услуги нашим конкурентам и партнерам, у которых возникли аналогичные проблемы. С этого и началось наше контрактное производство электронного оборудования. Через три года мы поняли, что в стране есть потребность в производстве серий в тысячи и десятки тысяч штук. Тогда в России не было таких производств, и поэтому нами была куплена еще одна линия, втрое превосходившая по производительности первые две. И этого оказалось недостаточно – осенью 2006 года мы планируем еще одно переоснащение производства. И тогда, как это ни амбициозно звучит, у нас не будет конкурентов, способных серийно производить достаточно сложные изделия. Ведь производительность одной нашей линии – порядка 45 тыс. компонентов в час. После модернизации у нас будет две такие линии, с общей производительностью порядка 90 тыс. компонентов в час. Этого при двухсменной работе достаточно, чтобы перекрыть 50% потребностей всей России в поверхностном монтаже. Но мы не намерены останавливаться на достигнутом, и, возможно, через два года производство Фаствел возрастет еще вдвое по всем направлениям. По крайней мере, мы так планируем, потому что видим спрос именно на сложную и качественно изготовленную продукцию.
Но в последнее время вы работаете на рынке контрактного производства под торговой маркой Фастеко. Зачем она понадобилась? Это торговая марка для изделий контрактной сборки, появившаяся год назад. Этот новый бренд был введен специально, чтобы разделить продукцию компании Фаствел и наше контрактное производство. Проблема в том, что нам как контрактному производителю все равно, для чего предназначена изготавливаемая по стороннему заказу продукция – для космоса, медицины, игровых автоматов или чего еще. Но вот клиентам это мешало. Изделия сторонних заказчиков, изготовленные на нашем производстве, стали принимать за продукцию Fastwel. Кроме того, Прософт (эксклюзивный дистрибутор всей продуктовой линейки собственной разработки Фаствел) начал продвигать продукцию Фаствел за дальний рубеж, где внимательно следят за уровнем компаний, их направленностью на протяжении ряда лет. Это в еще большей мере потребовало разделения собственной продукции и услуг по контрактной сборке. В результате появился бренд Фастеко – это контрактная сборка, где принимают все и вся, это для внешних клиентов. А Фаствел остался брендом для собственных изделий, за 8 лет к нему привыкли, он ассоциируется с Hi-Tech, с АСУ ТП, маркетинговая стоимость этого бренда слишком велика, чтобы смешивать или рисковать ею. Производственная база та же, люди те же, организация та же. Опыт и принципы работы над собственной продукцией и сторонними заказами только обогащают друг друга, а отношение... Нередки случаи, когда собственнные изделия слегка "подвигаются" в пользу сторонних: нам самих себя проще спланировать, чем сделать это с сотнями "свободных" сторонних заказчиков! Надеюсь, что за год существования марки Фастеко ее маркетинговая стоимость на рынке стала тоже достаточно весомой, несмотря на традиционную сложность вывода "нового" на рынок. Тем более такой консервативный рынок, как наш.
С какими заказами целесообразно обращаться в Фаствел, кто ваши потенциальные клиенты? Вход на Фаствел открыт практически для всех. Мы производим весь спектр электронных модулей – от простых с 10–30 компонентами до сложнейших процессорных модулей. Сроки исполнения заказов зависят от сложности печатных плат и в среднем составляют день-два. Но мы специализируемся на сложных высокотехнологичных продуктах. И чем сложнее изделие, чем больше оно содержит последних технологических новинок и требует новых методов монтажа, тем целесообразнее обращаться к нам. С совсем простыми заказами обращаться в Фаствел нерентабельно. Фаствел не будет собирать телевизоры, телефоны или простейшие электронные ключи, т.е. массовые продукты сериями в десятки тысяч. Для этого есть другие предприятия. Кроме того, если клиента не заботит перспектива его продукта, если он экономит на качестве его изготовления и комплектования, он будет искать кого-то другого, а не Фаствел. Если же компания предполагает со своим продуктом жить больше двух лет и развивать его, это к нам. Сейчас ведется ряд переговоров с зарубежными заказчиками, которые хотят производить у нас сборку своих изделий. Мы готовы выпускать любые серии, от штуки до 10 тыс. К нам иногда обращаются, чтобы припаять одну микросхему. В месяц мы производим порядка 100 типов изделий собственной продукции компании Фаствел и еще столько же типов изделий сторонних заказчиков. Но загрузка производства на изделия Фаствел в силу современного и эффективного дизайна и умения планировать составляет примерно от 10 до 35 %, все остальное – только контрактное производство.
Вы занимаетесь только монтажом электронных блоков? Нет, далеко не только. По мере развития услуг по контрактному производству для нас стало неожиданностью, что большинству заказчиков необходимы не просто электронные модули, а готовые устройства – в корпусе и со всем необходимым набором кабелей. Причем примерно 50% этих кабелей – нестандартные, т.е. их нельзя купить. Наверное, есть десяток нестандартных кабелей, которые мало кто в России и за 500–1000 долларов возьмется делать. Потому что они без документации, просто рукой заказчика нарисованы на бумаге. Мы создали кабельно-сборочный участок (около 500 м2), на котором уже работают пять человек. Фаствел производит и стандартные кабели, в том числе плоские шлейфы, порядка 10–20 тыс. штук в год. Кроме того, мы неожиданно для себя обнаружили, что в России никто качественно и в срок не может делать высокотехнологичные передние приборные панели. Хотя ряд фирм декларируют эту услугу. Поэтому год назад был организован участок по производству передних панелей – сначала для изделий Фаствел, а затем и для сторонних заказчиков. Сейчас на этом участке работают три станка в две смены, рассматривается вопрос о его дальнейшем расширении.
А сами корпуса для электронных устройств вы производите? – это к вам? Мы пока не планируем создавать собственное производство корпусных изделий, но работаем с рядом контрагентов и обеспечиваем корпусами как изделия Фаствел, так и сторонних заказчиков. Мы очень тщательно выбираем себе партнеров, в плане корпусов мы взаимодействует с четырьмя производителями, сейчас начнем тестировать пятую российскую фирму. Производить корпуса за рубежом достаточно дорого.
Одно из наиболее "тонких" мест в производстве радиоэлектронных устройств – это клавиатура, прежде всего – пленочная. Как вы решаете эту проблему? Для изделий, работающих в сложных условиях, клавиатуры нам поставляет фирма Прософт (вандалозащищенные, брызгозащищенные и т.п.). Что касается пленочных клавиатур – три месяца назад мы получили заказ на разработку изделия со специализированной пленочной клавиатурой. Протестировав все российские фирмы и два китайских завода, мы выяснили (а заказчик это подтвердил), что качество китайского производства пленочных клавиатур в несколько раз выше, чем в России, а цена – в три раза ниже российской. Завод, с которым мы сейчас начинаем работу по пленочным клавиатурам, специализируется только на них. Причем объем производства может быть любым. Даже штучным – платите 1000 долларов и через две недели клавиатура готова.
А в целом как решается вопрос комплектации заказа при обращении на контрактное производство Фастеко? Как правило, часть комплектации предоставляет заказчик, часть поставляем мы сами, взаимодействуя с компанией Прософт. Компании Фаствел и Прософт составляют единый холдинг не в юридическом смысле, а фактически, решая общие задачи, не конкурируя, а помогая друг другу. В Прософт выделено целое направление, которое занимается компонентной базой для электронных производств. Там есть мощный отдел по снабжению производственных программ электроники, с которым мы тесно взаимодействуем – как для серийной сборки Фаствел, так и для контрактной. Причем при помощи Прософт мы комплектуем даже единичные заказы. Синергетика отличного производства и возможностей крупного дистрибутора далеко не исчерпана, но уже сегодня позволяет относиться к ней с большим уважением. И благодарностью – десятки клиентов нам ее высказывают, была даже идея создать "книгу благодарностей и успешных крупных проектов"! Жаль, но она носила бы "закрытый характер ДСП" – информация не для конкурентов! Мы используем только компоненты известных надежных производителей. Компания Прософт отвечает за их качество – за сроки поставки, цены, условия хранения и т.п. Если заказчик думает о будущем своего изделия, он обращается к нам, прислушивается, пользуется нашим советом и нашими силами. И не думает, что его пытаются дезинформировать. Например, важнейший элемент каждого электронного устройства – это различные разъемы. В своих изделиях Фаствел не использует безымянные разъемы, мы работаем только с мировыми брендами AMP, Molex, Harting. И если клиент не определился с выбором разъемов, мы стараемся его убедить, что лучше использовать пусть дорогие, но качественные разъемы, ибо "наука об отказах – это наука о контактах". Очень часто нестабильная работа модуля связана с дешевыми и некачественными разъемами.
А где вы берете столь важный компонент электронного блока, как печатная плата? Нам пришлось создать отдел по заказу печатных плат. Наверное, года два мы пытались работать с российскими компаниями. Однако нас перестали устраивать и сроки, и качество той продукции, которую нам поставляют отечественные производители. Мы протестировали порядка 25 заводов по производству печатных плат в мире, в России в том числе. К сожалению, приходится констатировать – в России нет качественного производства печатных плат. Сейчас мы работаем только с тремя производителями плат. В Финляндии находится наш производитель для прототипного производства, в Китае – для двусторонних печатных плат. В Южной Корее работает наш генеральный поставщик, который делает платы любого класса точности с очень высоким качеством. В результате тщательного выбора производителей плат за три года нашей совместной работы было всего две несущественные рекламации. Кстати, Фаствел – эксклюзивный дистрибутор группы заводов ПП Южной Кореи SEP на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.
С гибкими, гибко-жесткими печатными платами вы работаете? Да, конечно. Мы поставляем и нестандартные гибкие шлейфы. Недавно мы изготовили метровый полиамидный шлейф – никто за него не брался, а наши производители печатных плат сделали.
А клиент может приносить свои платы? Зачастую так и происходит. Но в ряде случаев они или спроектированы так, что их контактные площадки не предназначены для автоматического монтажа конкретных компонентов, или слишком тонкие и прогибаются при монтаже, или даже просто не паяются. К чему это приводит? Устройство не работает. Клиент выбрасывает печатную плату – прототипную, которая стоит достаточно дорого. Выбрасывает всю комплектацию, которую нет смысла перепаивать, зачастую также не дешевую. И выбрасывает деньги, которые заплатил нам за монтаж негодной платы. После чего снова платит ту же сумму в Фаствел, и мы ему все делаем как надо. То есть проект обходится в два, три, десять раз дороже. Такая ситуация повторяется, к сожалению, достаточно часто. Бывает и наоборот – клиент заказал у нас печатные платы и монтаж, но принес свою комплектацию. Примерно раз в три месяца нам приносят комплектующие, которые не паяются даже активным флюсом. Где заказчик их взял, он и сам внятно сказать не может. В каких условиях она валялась, мы можем определить по внешнему виду. Бывает и так, что клиент приносит комплектацию в пакетике и хочет, чтобы мы собрали его модули на автоматизированной линии. Приходится объяснять, как происходит автоматический монтаж. А обратись он к нам сразу – проблем было бы меньше.
Вы как-то оговариваете вопрос об ответственности за изготовленные вами изделия, если клиент приходит со своей комплектацией? Нет, специально это не оговаривается, потому что мы всегда стараемся собрать модуль качественно. У нас создан мощный тестовый отдел и сервисная служба для техподдержки и ремонта стандартной продукции. Тестовый отдел сам при необходимости разрабатывает, конструирует, производит тестовую аппаратуру для заказчика и на ней же тестирует модули заказчика. Или же просто производит стендовое оборудование, чтобы заказчик на своих площадях мог тестировать свой модуль. В линии встроен автоматический и визуальный контроль. У нас есть ОТК. Мы используем только фирменные сертифицированные и проверенные материалы. Поэтому если Фаствел берет на себя поставку печатных плат, комплектующих и монтажные работы, то вероятность того, что данный модуль заработает и не будет ошибок монтажа, выше 99%. Если же мы не можем собрать модуль из-за проблем с комплектацией заказчика, наш ОТК пишет акт рекламации, прилагая к нему фотографии и обосновывая, почему работу сделать невозможно.
Есть ли у вас входной контроль печатных плат, в том числе многослойных? Нам это не нужно, поскольку такой контроль проводят наши поставщики печатных плат. Если вы приносите многослойную плату, то вы и несете за нее ответственность.
Начали ли вы ощущать потребность в бессвинцовом монтаже? Мы уже около полугода монтируем компоненты по бессвинцовой технологии, купив соответствующее оборудование. Сегодня уже где-то 5–6% заказов требуют полностью бессвинцовой технологии. Многие из наших заказчиков работают на экспорт, и для них вопрос соблюдения директивы RoHS очень важен. Сейчас мир переживает переходной период, еще очень много компонентов выпускаются для свинцовой пайки. Но бессвинцовых компонентов становится все больше и больше, и их нужно уметь паять, поскольку температуры процесса выросли, а электронные компоненты весьма чувствительны к перегреву. Из-за повышения температур пайки возрастают и требования к качеству печатных плат. Заводы-поставщики, с которыми мы работаем, их соблюдают. Правда, платы для бессвинцового монтажа дороже обычных примерно на 20%.
Подводя итог, можно сказать, что компания Фаствел под торговой маркой Фастеко готова выполнить любой заказ клиента, начиная от идеи и прототипной платы и заканчивая серийным выпуском законченных корпусированных устройств? Более того. Сейчас мы выпускаем даже стойки управления, при необходимости разрабатываем и технические условия. С приемкой "5" продукцию пока не выпускаем, но вскоре появится и такая возможность, по крайней мере, организационные мероприятия уже активно ведутся.
Это включает чисто производственные вопросы или поставку комплектующих тоже? Компания Прософт уже имеет статус второго поставщика МО. Нам осталось получить только разрешение на производство. Будем оказывать весь комплекс услуг. Кстати, относительно пятой приемки. Все процессы в нашем холдинге превышают требования для пятой приемки. Конечно, их надо адаптировать. Но качество всех оказываемых нами услуги выше, чем требует военный заказчик.
То есть вы можете провести все климатические и механические испытания? Наше производство базируется на площадях НИИ "Полюс", который выпускает специфическую технику. У них есть сертифицированная лаборатория, оснащенная полным набором оборудования для проведения любых видов испытаний, и мы пользуемся услугами этой лаборатории. У нас взаимовыгодное сотрудничество с "Полюсом", которое позволяет проводить испытания электронной продукции практически во всех мыслимых режимах.
Вам, как контрактному производителю, должна быть хорошо видна динамика отечественной электронной отрасли? Динамика в том, что идет устойчивый рост. В основном за счет бюджетных средств и военных заказов. Новые разработки находятся на высоком мировом уровне. И видим, что рост этот будет продолжаться. Поэтому наши услуги в ближайшие годы будут востребованы.
Как вы считаете, насколько рентабельно на государственных, бюджетных предприятиях развивать собственные линии для поверхностного монтажа? Или выгоднее обращаться в такие фирмы, как Фаствел? Все зависит от сложности изделия и экономической целесообразности. Опытные образцы собираются и без использования автоматизированной линии. Для этого нужны высококвалифицированные монтажники. Сомнительно, что они остались на госпредприятиях, – уж слишком востребованы они сегодня и слишком велика разница в оплате и условиях труда. У нас есть заказчик, который на бюджетные деньги купил себе линию для поверхностного монтажа, но сложные модули продолжает делать у нас. Поскольку ни опыта, ни специалистов, ни умения работать с таким оборудованием у этого предприятия нет и в ближайшее время не будет.
Спасибо за детальный рассказ о вашей фирме.
С П.Агафоновым и В.Лысовым беседовали И.Кибардина и И.Шахнович